Читати цю статтю українською
По своим личным наблюдениям, я заметил, что всё последнее время работники Фирташевских облгазов с их подстилками в виде газсбытов не спят ночами. Но они не спят вовсе не потому, что цена за 1 м3 газа для жителей Украины с 1 ноября 2018 года поднялась до 8,54892 гривен и они сильно переживают, как же мы все будем платить, хватит ли у нас на это денег.
Нет, это им как раз по барабану. А вот о чем болят их жадные головы – так это о том, как бы еще побольше содрать денежек с населения и предприятий. Проводят мозговые штурмы, совещания и приветствуются любые – даже самые безумные идеи, только бы прикрутить новые схемы выкачивания денег.
В ход идет буквально всё – сначала им голову пришла светлая идея ввести абонплату за пользование газотранспортными сетями. И тут совершенно не важно, что эти самые сети часто прокладывались самими людьми за свои же деньги. Газ ведь они подают, значит сетями пользуетесь. Тем более, что эта идея даже входит в требования МВФ, который по своей наивности и незнанию украинских реалий полагает, что эти деньги действительно будут направлены на модернизацию газотранспортных сетей. Ага, щас.
Это хорошая тема по заколачиванию денег и получению так называемого пассивного дохода – а то некоторые имеют обыкновение мало платить за газ, всячески его экономить, утепляться или вообще дровами или там пеллетами топиться зимой. Этих потребителей следовало бы, конечно, ставить к стенке. Но нет. Не наш это метод. Лучше сделать абонплату и получать доход вне зависимости от потребления газа. Это приятно и ничего не надо делать.
Но такую перспективную идею пока не удалось протолкнуть на законодательном уровне, не смотря на давление МВФ, который всё пытается убрать коррупцию из цены на газ. (Это временно, я полагаю, тем более, что впереди выборы и новая власть может оказаться гораздо сговорчивее, если она не будет участвовать в деле. Но пусть вас не вводят в заблуждение обещания снизить цену на газ в 2 раза (некоторые личности предлагают снизить ее даже в 4 раза) – эти люди НИКОГДА не выполняют свои обещания. Можно всего лишь вспомнить не такие уж далекие времена, когда бабушка с косой была премьер-министром и клялась снизить цену на мясо. Результат, естественно, был нулевым, а даже помниться, обратным. Тем более, что установление цены на газ не входит в компетенцию президента. Тем более, что МВФ не даст этого сделать. Тут ведь вот какое дело – из-за того, что цена на газ для населения ниже себестоимости, а разница покрывается бюджетом, то создаётся поле для бурной коррупционной деятельности.
Что ж, эта идея пока не прошла, а денег хочется… Думают дальше. Есть идея! Даже две.
Для тех, кто платит по счетчику – говорим, что их счетчик считает неправильно. Так как природный газ – это таки вещество в газообразном состоянии, то при изменении температуры, естественно, меняется его объем. В связи с этим вводим коэффициент, учитывающий температуру окружающей среды. Бинго! Можно это назвать красиво – приведение объема потребления газа к стандартным условиям (температура 20 градусов Цельсия и давление 760 мм. р.ст.). Размер коэффициента берем в свою пользу – и вот – каждый должен платить газсбыту на 2, 4, 8, 11% больше. Это приятно. Размер этого коэффициента зависит от места установки счетчика. Например, газораспределительная компания требует для частных домов установки счетчиков потребления газа именно на улице. При этом, они же делают коэффициент приведения к стандартным условиям для счетчиков расположенных на улице самым высоким, например, в ноябре в размере 8%, тогда как для многоквартирных жилых домов с индивидуальными счетчиками в размере 2%.
Для тех у кого счетчиков нет – а они их устанавливать совершенно не торопятся по причинам, которые я опишу ниже – делаем еще один финт – отменяем решения Кабинета Министров Украины №203 и №204 на основании решения суда. (Судов этих уже было 3, последний закончился 27 ноября 2018 года. Верховный суд поставил точку в этом деле, признав нарушения при принятии этих постановлений Кабинета Министров и отменив их действие. Нарушения там, конечно, незначительные, но они все же были и Кабмину следовало бы немедленно принять эти самые постановления заново, с соблюдением всех процедур. Кому интересно почитать решение суда (а я это таки осилил – вот ссылка на документ).
О чем эти постановления – да все о том же – ими регулировался объем потребления газа на 1 прописанного человека в месяц при отсутствии счетчика. В 2016 году газовики пропихнули решение резко повысить норму потребления газа до космических размеров, в связи с чем Кабмину и пришлось срочно принимать свои постановления о снижении размера этих норм.
Так что в итоге газовщикам всё-таки удалось пропихнуть свои бешеные нормы потребления газа, о чем они с радостью сообщили в личных кабинетах на сайте 104.ua примерно такими вот картинками:
Что особенно порадовало – это их космические суммы за период 2014 – 2018 годов, лично мне насчитали, как вы видите, 4437 грн. Что тут радует? А тут все радует – ссылка на недействующую Постанову КМУ №619, где, кстати, нет таких бешеных цифр в виде 9,8 м3 на 1 человека, а написано почему-то только 3 м3 – это раз. Два – в решении Верховного суда четко написано следующее:
“Постанова № 203 та пункт 1 переліку, затвердженого Постановою № 204, втрачають чинність з моменту набрання законної сили рішенням суду у цій справі.”
Это означает, что Постановления КМУ не действуют с 27 ноября 2018 года (ну или хотя бы с 30 мая 2018 года, когда было принято первое решение Окружного административного суда г. Киева), но никак не с 2014 года. Кстати, почему только с 2014 года, ведь можно посчитать например со времен провозглашения независимости Украины или вообще, времен царя Гороха? Несложно предположить, что такие суммы насчитали очень многим украинцам, а речь идет о миллионах гривен, которые облгазы с большим удовольствием схарчат и еще добавки попросят. Конечно, пока эти мифические долги они пока постеснялись включать в платежки, мол, мы еще думаем… ждем… стесняемся…
Но, как бы там ни было, а счета за ноябрь они выставили по новым нормативам. Тут они не постеснялись. Тем более, что уже имеем прецедент – НКРЭКУ уже запретило включать приведение к стандартным условиям в платежки, тем не менее, это дело не исчезло из платежек. А на вопрос на каком основании они это делают – в центре обслуживания клиентов газсбыта просто разводят руками. Правда, насчитанную сумму задолженности за 3 года пока убрали.
Как формируется цена на газ
Но даже не это было основной целью газовщиков – это так сказать, разовая акция, большинство поставит счетчик и эта малина с завышенными нормами потребления газа в итоге сойдет на нет. (к примеру, у меня по счетчику реально получается около 3 м3 на человека в месяц – просто плита (с электродуховкой), но уж никак не 9,8 м3, как это видится больному воображению газсбыта). Нет, тут речь идет о другом. О главном.
Но для начала нужно понять, как вообще формируется цена на газ. Во-первых, цена на газ не одна, а их несколько – для населения и для предприятий, причем она разная и для предприятий значительно дороже – если для населения это 7482,61 с НДС, то для предприятий ценник стартует от 10822,80 грн для крупных потребителей и до 11833,20 грн для мелких. Так что, как видим – разница существенная.
Далее, откуда берется такая цифра вообще. А тут все обстоит так:
Цена = цена газа на немецком хабе NCG + 20% НДС + примерно 10% за транспортировку распределительными сетями + 5% за транспортировку магистральными сетями + 2,5% поставщику.
Как видим, схема достаточно интересная, но и не совсем правильная. Во-первых, газ мы не берем на немецкой бирже от слова совсем, а перекупаем у Европы российский газ, а кроме того – значительную часть газа – около 1/3 – добываем сами, что значительно дешевле. Правда, нужно признать, что например, в октябре 2018 года мы покупали газ по 323,44 доллара за 1000 м3, что гораздо дороже, чем та цифра, которую мы платим – (получилось 12,541 грн. за куб газа), так что цена как раз примерно и снижается за счет нашего украинского газа до этих самых 8,5 грн за куб. И можно красиво говорить, что уже 3 года мы не покупаем газ у России, но нет, именно его мы и покупаем, да ещё и некоторые греют ручки на его перекупке у Словении.
Тут есть еще одна уловка для газа – они берут деньга за объем газа, тогда как в нормальных странах деньги берут за энергию сгорания газа (килоджоули), а потому газовщики имеют возможность наращивания объемов газа путем подмешивания инертных газов для увеличения его объема. И я уверен – они этим вовсю пользуются, так как замечаю, что газ далеко не всегда горит чистым голубым пламенем. Да и по наблюдениям знакомых, объем потребляемого газа в последнее время вырос, что говорит о снижении его теплотворной способности. А проверку качества газа делает как вы думаете кто? Именно – они же сами. Так что доказать вы ничего никому не сможете.
Но и это еще не все. А как же коррупционная составляющая цены на газ? Есть и она. И это самое главное, для чего завышают нормы потребления газа. Дело в том, что у каждого облгаза и его прокладки – газсбыта есть база абонентов. Но проверить, насколько она правдивая не может никто. (Спасибо НКРЭКУ). Они только отчитываются об общем объеме потребленного газа населением и предприятиями, но не отчитываются о том, сколько реально его потребляет каждый. А это создает возможности для махинаций. Мертвые души, перевод абонентов в более дорогие категории потребления и прочее.
Увеличив нормы потребления и не ставя индивидуальных счетчиков, создается колоссальная разница между реальным объемом потребленного газа и объемом потребленного газа по их отчетности. Эти-то излишки и продаются по сниженным ценам “своим” – тем же заводам Фирташа и прочим связанным предприятиям. Бабки текут рекой. И именно поэтому в срочном порядке в суде было отменено постановление Кабинета Министров №867 от 19.10.2018 года, которое предусматривало проверку абоненткой базы Минфином. Тут крутятся миллиарды, потому облгазы так просто не отступят.